Подшипники роликовые сферические
Подшипники роликовые радиальные сферические предназначены для восприятия тяжелой радиальной нагрузки, но могут одновременно воспринимать и осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях и не превышающую 25% величины неиспользованной допустимой радиальной нагрузки.
Основные конструктивные исполнения на примере подшипника 3620:
- 3620 – базовый тип подшипника;
- 13620 - подшипник с коническим внутренним отверстием и втулкой;
- 113620 - подшипник с коническим внутренним отверстием без втулки;
- 53620 – подшипник с симметричным расположением роликов (в российской практике так же обозначается подшипник с металлическим сепаратором).
Наиболее распространены серии 3500 и 3600, а также 53500 и 53600, которые отличаются расположением роликов — у первых двух они располагаются поочередно с каждой стороны, а у вторых — друг напротив друга. 53500 и 53600 имеют повышенную на 20-30% грузоподъемность по сравнению с подшипниками с несимметричными роликами. Применение подшипников с симметричными роликами является предпочтительным в высоконагруженных узлах. Еще одно отличие — у 3500 и 3600 по умолчанию устанавливаются латунные сепараторы, а у 53500 и 53600 — стальные (однако, при дополнительном обозначении в номере Л — материал сепаратора также латунь). В целом, они взаимозаменяемы.
Импортные роликовые двухрядные радиальные подшипники имеют гораздо больше серий: 23900, 23000, 24000, 23100, 24100, 22200 (аналог нашей 3500), 23200 (аналог нашей 3600), 21300, 22300, 23300. Например 22220MW33 — аналог нашего подшипника 3520АН.
Сепараторы у большинства сферических роликоподшипников предусмотрены массивные сепараторы бронзовые или латунные.
Могут быть как с цилиндрической посадкой, так и с конической, под закрепительную втулку (серия 113000 или у импортных подшипников дополнительная буква К в номере). Их монтируют на коническую шейку вала или на закрепительную или закрепительно-стяжную втулку для концевых опор. С зазором и без (30- или 70- у российских и С3 после номера у импортных). В настоящее время почти что все модификации имеют канавку и отверстия для внесения смазки (буква Н справа от номера по нашей системе и W33 — по международной) для внесения смазки.
Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные имеют повышенную радиальную грузоподъемность по сравнению с подшипниками других типов в равных габаритах.
Применяются в опорах узлов и механизмов, где действуют большие радиальные нагрузки и неизбежна несоосность посадочных мест. Это мощные насосы, вентиляторы, редукторы, а также лесопильные рамы, гребные валы, прокатные станы. Устанавливаются на длинных валах, подверженных значительным прогибам, или в опорах отдельных корпусов. Подшипники с закрепительными втулками монтируют на гладких многоопорных валах для восприятия радиальных нагрузок. Подшипники с коническим отверстием, а также подшипники на закрепительно-стяжных втулках, как правило, ставят на концевых опорах валов или осей. Наличие конического отверстия облегчает их монтаж и демонтаж.